В этом году исполнилось ровно 80 лет со дня героической гибели Кати Зеленко, - единственной женщины в мире, совершившей воздушный таран! В юные годы Катя жила в Курске, поэтому я посчитал своим долгом напомнить читателям   газеты о ее подвиге.

ПАМЯТЬ, ОТЛИТАЯ
В БРОНЗЕ
Когда посещаю областную библиотеку имени Николая Асеева, непременно останавливаюсь возле памятника летчице Екатерине Зеленко. Он удачно расположен в сквере на углу улиц Ленина и Кати Зеленко (бывшей улицы Веселой, переименованной в честь героической землячки 25 апреля 1980 года). Памятник задуман и выполнен весьма оригинально: на высоком пьедестале размещён фрагмент кабины самолета с отважной девушкой. Ее лицо - в шрамах от разбитого остекления фонаря кабины - «лижут» языки пламени. Авторы выразительного памятника - курский скульптор Николай Криволапов и архитектор Валерий Михайлов. Открытие памятника состоялось 23 сентября 1988 года, а несколько позже (в мае 1990 года) Екатерине Ивановне Зеленко было присвоено звание Героя Советского Союза. Относительно недалеко от памятника находится и дом №23 по улице Максима Горького, в котором прошло детство Кати.
Порой удивляюсь, что за одни и те же подвиги наши воины были отмечены разными наградами. Например, бойцы и офицеры, закрывшие грудью амбразуры вражеских дзотов, не все посмертно получили звание Героя, так же отнеслись и к подвигу молодой женщины; увы, потребовались многие годы и хлопоты подвижников-патриотов, чтобы восстановить справедливость...
Имя Екатерины Зеленко всегда ассоциируется у меня с именами еще двух знаменитых женщин, влюбленных (как и Катя) в авиацию. Да и трагические судьбы у них очень похожи. Первая - Лилия Литвяк. Также молодая, красивая, воевавшая в родном небе отважно и дерзко! На боевом счету Литвяк была уже дюжина (!) сбитых немецких самолетов, когда она... не вернулась на аэродром. То, чего боялась более всего - пропасть без вести - произошло! Поэтому тогда же, после исчезновения (читай гибели) летчицы, ходатайство о ее награждении начальство отправило «под сукно». И опять же лишь спустя годы (5 мая 1990 года), ей было заслуженно присвоено звание Героя Советского Союза. Кстати, и сами памятники Кате Зеленко в Курске, и Лиле Литвяк в городе Красный Луч Луганской области весьма схожи по своей композиции и идее. Отважные дочери России как бы парят в воздухе - в последние секунды жизни... несутся навстречу врагу. Лиле Литвяк я посвятил свой очерк «Белая лилия Сталинграда» (он есть в интернете), правда, в нем я называю ее Лидией (так по документам), но самой летчице нравилось имя Лилия. Так звали ее и товарищи по оружию.
Здесь уместно вспомнить и известную американскую летчицу-рекордсменку Амелию Эрхарт, пропавшую без вести вместе с самолетом летом 1937 года в центральной части Тихого океана. Как знать, может быть и она с началом Второй мировой войны влилась бы в ряды военных летчиков и дралась с японскими или немецкими асами? А вот русские девушки летали не ради воздушных рекордов, - они защищали многострадальную Родину! И геройски погибли за свободу своего народа!

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ВАШУ КАТЮ!
Катя Зеленко родилась 14 сентября 1916 года в селе Корощине Овручского уезда Волынской губернии Российской империи. Шла Первая мировая война, поэтому семья решила перебраться в Курск. Но я читал также, что одна из ее сестер утверждала, что Катя родилась в Курске. Отец Иван Миронович Зеленко - уроженец деревни Велико-Михайловское Курской губернии, а мать - Наталья Васильевна Максимова - из села Назаровка Костромской области. Катя росла десятым ребенком в семье! Как вспоминала ее сестра Людмила Ивановна, Катерина была весьма энергичной и шустрой девочкой, вместе с мальчиками любила лазить по деревьям и прыгать с крыш сараев. Все ее детство связано с Курском. Семья была большой и дружной. Родители Кати работали в школе №18. Семь классов Катя закончила в школе №3, здание которой было разрушено в войну...
Самолетами Катя грезила с детства, ведь два старших брата уже учились на авиаторов. Они посоветовали поступать в Воронежский авиатехникум, готовивший кадры для местного авиазавода. В 1932 году умер отец, поэтому вместе с мамой Катя переехала в Воронеж (там жила старшая сестра Софья). Когда Катя училась на втором курсе техникума, в Воронеже, открылся аэроклуб. В то время был популярен громкий лозунг: «Комсомольцы, на самолет!» И Катюша записалась в этот аэроклуб. Девушек там учились единицы. Кате приходилось доказывать, что она может летать не хуже парней! К тому же она была физически хорошо развита. В 1933 году сюда приехала комиссия для отбора кандидатов в военные училища летчиков. И Катя вместе с Ниной Русаковой прошла строгие экзамены и была направлена в Оренбургское военное авиационное училище имени Клима Ворошилова, которое с отличием закончила в 1934 году.
За успешные боевые действия в Советско-финляндской войне 1939-1940 годов награждена орденом Красного Знамени! После боев с Финляндией служила в 19-й авиабригаде Харьковского военного округа. В 1940-м познакомилась со своим будущим мужем Павлом Игнатенко, командиром соседней эскадрильи. С первых дней Великой Отечественной войны Катя в действующей армии. Летает на двухместном легком бомбардировщике СУ-2. За три неполных месяца боев она совершила около сорока боевых вылетов и участвовала в 12 боях. В ноябре 1941 года Екатерина Зеленко награждена орденом Ленина (посмертно). Была похоронена в селе Анастасьевка Сумской области (на месте гибели).
В книге «СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Краткая хроника» за 12 сентября 1941 года сказано: «Заместитель командира эскадрильи 135-го авиационного полка Юго-Западного фронта летчица старший лейтенант Е.И. Зеленко после выполнения боевого задания в районе г. Сумы была атакована семью немецкими истребителями. В завязавшемся воздушном бою отважная летчица одного из них сбила огнем пулемета, а второго таранила. Вражеский самолет рухнул на землю, Е.И. Зеленко погибла. В истории мировой авиации это был первый (и единственный! - В.Ж.) случай воздушного тарана, совершенного (женщиной) летчицей». Замечу, что во время боя штурман был убит, самолет загорелся, и девушке пришлось самой решать, прыгать с парашютом или таранить врага. О подвиге Кати Зеленко рассказывали в своих публикациях известные военачальники: главный маршал авиации Константин Андреевич Вершинин и главный маршал авиации Павел Степанович Кутахов.
Из письма Екатерины Зеленко старшей сестре: «Сонечка, если что случится, особенно не отчаивайся. Не бывает на войне без жертв. Прошу лишь не забывать меня, не забывать вашу Катю»...
Лет десять или более назад моя мама - в юности Женя Шаламова, прошедшая в составе 2-й Воздушной армии от горящего Старого Оскола за реку Дон и обратно (через Курскую дугу) до Чехословакии, Венгрии и Австрии, как-то сказала: «Мы тогда и не думали, что останемся живы». То есть, несмотря на молодой возраст, она реально понимала вероятность быть убитой в битве с озверевшим врагом и скорее всего удивлялась, что вернулась в родной Тим живой. Она часто вспоминала подвиг летчика Александра Горовца, взлетевшего с их аэродрома и сбившего в своем последнем бою в курском небе... девять немецких самолетов!

ПОСТСКРИПТУМ
При поиске портретов отважных летчиц, я «наткнулся» на прекрасное салонное фото Амелии Эрхарт. Что говорить, сделано на высшем уровне и на отличной бумаге. А вот фотографии советских летчиц, - зачастую любительские, иногда с явно выраженной так называемой «зернистостью». Но для меня они весьма дороги и бесценны! И я рад, что эти довоенные или фронтовые фото сохранили для нас образы наших милых женщин-героев. А еще - о них написаны песни, например «Погибшие в небе за Родину» на слова Евгения Евтушенко (музыка Евгения Крылатого). Этими трогательными словами замечательного поэта я и хочу завершить свой печальный рассказ:
Когда вы песни на земле поете,
Тихонечко вам небо подпоет.
Погибшие за Родину в полете,
Мы вечно продолжаем наш полет...

Мы вовсе не тени безмолвные,
Мы ветер и крик журавлей...
Погибшие в небе за Родину
Становятся небом над ней.

Мы дышим, согревая птичьи гнезда,
Баюкаем детей в полночный час.
Вам кажется, что с неба смотрят звезды,
А это мы с небес глядим на вас...

Мы стали небом, стали облаками,
И видя сверху наш двадцатый век,
К вам тихо прикасаемся руками,
И думаете вы, что это снег...

Мы вовсе не тени безмолвные,
Мы ветер и крик журавлей...
Погибшие в небе за Родину
Становятся небом над ней.
Вечная Слава и светлая Память героям, сражавшимся за Родину!
Вячеслав ЖИДКИХ, краевед

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить