(Воспоминания Аделины Михайловны Резчиковой - внучки казненной разведчицы Анны Сергеевны Жук. п. Ерцево, Архангельская область) 

В каждой семье есть свои юбилейные даты: праздничные и скорбные.
2022 год был юбилейный и скорбный для нашей семьи: 125-летие рождения бабушки Анны Сергеевны Жук (1897-1942) и 80-летие мученической гибели группы разведчиц в Щиграх, в том числе и Жук А.С. (1942 г.). В этом же году сгинул в горниле войны мой отец Григорьев Михаил Яковлевич.1 февраля 2022 умерла моя младшая сестра Людмила, внучка А.С.Жук.


Настал 2023 год. 78-я годовщина Великой Победы! Победы не только советского оружия и воинства, но Победы Духа всего советского народа над фашизмом. Освобождения других стран и народов от мракобесия фашизма.
«От героев былых времен не осталось порой имен…» - поется в известной песне. Но благодаря неиссякаемому энтузиазму неравнодушных людей, их разбуженной памяти имена многих из них восстановились и восстанавливаются до сих пор.
Так, не канули в Лету - реку забвения - имена Жук Анны Сергеевны, Руденской Марии Никифоровны, Морозовой Марии Ивановны.
Впервые о них узнали широкие круги читателей из сообщений о торжестве правосудия над предателем Коржом в 1959 году. А затем уточнил и подтвердил эти имена начальник разведгрупп участка фронта 121-й стрелковой дивизии, который обучал и готовил небольшие разведгруппы из местного населения, Поваляев Василий Васильевич. А в 1961 г. книжным издательством г.Курска была опубликована документальная повесть А.Я.Горбатова и В.В.Прусакова «Разведчицы». Дальше - больше. Маленькими крупицами памяти стали уточняться имена других: Токмаковой Зинаиды Андреевны, Нефедовой Татьяны Т. …
В 2020 году к 75-летию Великой Победы была издана книга Владимира Павловича Озерова «Помнить и хранить (Черемисиновский район Курской области в годы Великой Отечественной войны)». В этой небольшой по объему книге вместилась память о сотнях событий, подвигах, а главное - о людях, их совершивших. Огромный труд автора Озерова Владимира Павловича, сумевшего собрать, объединить крупицы памяти об ушедших в мир иной людях, положивших жизни свои на алтарь Победы.
Несколько страниц посвящены и жизни моей бабушки Анны Сергеевны Жук. К сожалению, вкрались неточности, которые мне хотелось бы исправить. В книге на стр.76 написано: «Мама Анны Сергеевны была крепостной в усадьбе помещицы…» Корни нашего Древа родословного уходят, действительно, в глубину начала XIX века, во времена крепостничества, когда даже мысли не было об отмене крепостного права. Как известно его отменили в 1861 г.
Недалеко от усадьбы Помещицы (я не знаю ее имени-фамилии, поэтому пишу с прописной буквы) в Завидово Тверской губернии раскинули свои шатры цыгане, где был отменный кузнец Легойдо. Перед уходом табора Помещица предложила кузнецу Легойдо: «Оставайся, дам дом, кузню, в жены лучшую свою девку (1812 г.р.) и будешь у нас Кузнецом». В качестве свадебного подарка выделила большой участок леса на обустройство, а невесте - вольную. Так образовалась необычная уже не крепостная семья Легойды. У них родилось 24 ребенка, но до взрослого возраста дожили лишь 12. Мальчишки обучились кузнечному делу, а с развитием железной дороги стали железнодорожниками. Один из них Сергей, отец моей бабушки Анны Сергеевны (Легойдо) Жук. Так что Анна Сергеевна никак не дочь, а внучка. И никак не крепостной, а дочь железнодорожного рабочего.
Я не знаю, сколько лет прожил кузнец Легойдо, а вот его жена, т.е. бабушка Анны Сергеевны, прожила 112 лет (1812-1924). Моя мама (ей было почти 5 лет) видела ее в 1924 г., незадолго до смерти. Она приболела, и Анна Сергеевна с дочерью поехала в Завидово. Моя мама рассказывала, что, несмотря на болезнь и возраст, она оставалась статной, с густыми волосами, длинными до колена (очень любила, чтобы ей их кто-либо расчесывал), все зубы у нее были здоровы и целы. У кого из детей она доживала свой век, я не помню.
Я не знаю, сколько всего детей было у отца Анны Сергеевны. Но была еще одна дочь Валентина (Ляля). Мама моя подчеркивала, если Анна Сергеевна была внешне похожа на русскую девушку, то Валентина внешне была типичная цыганка.
Прадедушка Сергей Легойда(о) и его братья стали железнодорожниками. Один из них уехал в Санкт-Петербург.
9 января 1905 года вместе с женой и ребенком пошел с хоругвями на Дворцовую площадь, где и был убит. Оставшиеся братья, в том числе и Сергей Легойдо, стали большевиками, пошли в революцию, продолжали работать на железной дороге. Участвовали в подпольном кружке, слушали выступления М.И.Калинина.

В 1918-1920 гг. прадедушка Сергей Легойда(о) с братьями воевали на бронепоезде.
Моя бабушка Анна Сергеевна Легойдо(а) родилась в 1897 г., окончила гимназию в Москве. Вышла замуж за Михаила Жука, православного поляка, выходца из города Коссово Ивацевического района Брестской области в Западной Белоруссии. В 1919 году родилась моя мама, Жук Любовь Михайловна. А дедушка Михаил Жук умер в том же году от тифа, там же, в Москве. В Москве Анна Сергеевна Жук окончила фельдшерские курсы. В голодной Москве в 20-е годы было трудно прожить. Работы не было, маленький ребенок. Не знаю, по направлению или как, но бабушка в 1921 г. оказалась в деревне Красная Поляна Черемисиновского района Курской области. Стала работать фельдшером. Принимала роды у односельчанок и в близлежащих деревнях. Вскоре вышла замуж за Михаила Белых, председателя сельсовета, а потом он стал председателем колхоза. Однажды бабушка Анна Сергеевна поехала в какую-то деревню к роженице, а в это время в медпункт привезли другую женщину с тяжелыми родами. Пока бабушка справилась с первой роженицей и вернулась, вторая женщина умерла. Разумеется, возбудили уголовное дело, бабушке грозил суд и тюрьма. И тогда она обратилась за помощью к М.И.Калинину. Анна Сергеевна осталась на свободе, но с медициной распрощалась. Переквалифицировалась в педагоги, стала учителем ботаники, биологии и географии в Краснополянской семилетней школе.
К этому времени родились братики моей мамы погодки: Борис - 1923 год; Анатолий - 1924 год; Евгений - 1925 год. Родилась и сестричка, которая умерла в младенчестве. Анна Сергеевна заболела пневмонией и девочка тоже. Приехала мама Анны Сергеевны (моя прабабушка), чтобы помочь. Но, к сожалению, девочку спасти не удалось, а Анна Сергеевна выкарабкалась.
Спокойной жизнь в Красной Поляне в то время не назовешь. Будучи председателем сельского совета, однажды дед Михаил проводил собрание, а бабушка оставалась с детьми дома. Сидела, склонившись за столом, и проверяла тетради при свете керосиновой лампы. Дочь Люба стояла у нее за спиной и расчесывала волосы. Мальчишки Боря и Толик играли, Женя спал. Бабушка выпрямилась, раздался выстрел, дзинькнуло стекло, и пуля впилась в стену. Если бы бабушка не выпрямилась, ее убили бы. Стрелка не нашли.
30-е годы прошлого века - это трудные годы коллективизации, создание колхозов. Я не собираюсь давать оценку этому периоду. И бабушка, и мой второй дед были коммунистами. Мама рассказывала, как готовились к севу. Посевного зерна не хватало, и сельчане собрали по дворам кто сколько мог и все это сложили на гумне. А ночью налетели бандиты, подожгли гумно, все сгорело, а потом стали ломиться в дом, чтобы убить деда Михаила. Бабушку с детьми выгнали на улицу, а деда не нашли. Дело в том, что из дома был ход на задний двор, а там огромный стог сена, и дед спрятался в нем. А бабушка с детьми стояла и смотрела, как бандиты штыками, вилами протыкают стог, но, к счастью, не добрались до деда, Михаила Белых.
В 1937 году мама Жук Любовь Михайловна закончила Курский педтехникум и стала работать учителем младших классов в деревне Красная Поляна.
В 1938 году моя мама Жук Любовь Михайловна вышла замуж за военнослужащего Григорьева Михаила Яковлевича 1913 года рождения, уроженца с.Белое Тарсовского сельсовета Медвенского района Курской области. В 1939 году в январе родилась я. Роды принимала бабушка. Отца отправляют служить в Закавказский военный округ. Мама вскоре переезжает к отцу в Степанакерт, живем в казарме (офицерское общежитие) в 3-этажном здании. В 1940 году 16 декабря родилась моя сестра Людвига (Людмила). Роды принимала опять бабушка, Анна Сергеевна. Мама приехала рожать домой к своей мамочке. Вскоре отец сообщил, что их полк отправляют в длительную командировку в Персию, и чтобы мы немедленно возвращались. Мама  с нами вернулась в Степанакерт.
Началась Великая Отечественная война. Когда немцы подошли к деревне Красная Поляна, на семейном совете было решено: бабушка Анна Сергеевна с младшим сыном Евгением отойдут с войсками, а дедушка Михаил (он сильно болел и не мог передвигаться, лежал на печи) остается в доме. А второй сын Анатолий не захотел оставлять отца одного и тоже остался. Борис учился в артиллерийском училище и вскоре был уже на фронте. Бабушка хорошо знала немецкий язык и была включена в разведгруппу. В конце апреля в штабе СД (Стрелковая дивизия) 121-ой дивизии генерала Т.М. Зыкова решили переправить через линию фронта разведгруппу из трех разведчиц в район города Щигры для сбора сведений о передвижении вражеских войск. Возглавила эту группу Анна Сергеевна Жук. Оставлять сведения должны были в сарае мельницы. В областном архиве имеются их короткие донесения. Схватили разведчиц в середине мая, кого на мельнице, а бабушку в Щиграх, на явочной квартире, по доносу соседки, жены бывшего милиционера. После допросов их повесили в саду возле военкомата. Три дня для устрашения жителей не вынимали из петли, а затем там же закопали. После освобождения Щигров в 1943 году их вместе перехоронили, а в 1953 году  останки перенесли в братскую могилу на Щигровском кладбище.
За каждым провалом операции, как правило, стоит предательство, донос… Я не верю, что на Коржа снизошло великое прозрение ума, и он вместе со своими бандюгами-полицаями именно в тот день и час, когда разведчицы пришли к мельнице, заявился их схватить… Кто-то подслушивал, подглядывал и доносил… Не выяснили…
 Уже после того, как А.С. Жук не вернулась, Евгений  поступил в танковое училище. До конца войны был танкистом. Победу встретил в Вене. Когда немцы захватили Красную Поляну, то в деревне дом подожгли, и дедушка сгорел заживо. А куда девался Анатолий, было неизвестно. Останки не нашли, и никто его больше не видел…
Много лет спустя, когда я уже работала зав. библиотекой, в прокуратуру Учреждения П-233 приехал Мачикин Михаил Владимирович. Случайно в разговоре выяснилось, что он из Щигров Курской области. Я рассказала о бабушке, а Михаил Владимирович говорит, что он знает эту историю, и что у его отца есть книга об этих разведчицах. И через некоторое время, вернувшись из отпуска, Михаил Владимирович подарил мне старенькую, многими читанную, небольшую книжечку, выпущенную Курским книжным издательством в 1961 году: А.Горбатов и В.Прусаков «Разведчицы» - книга о бабушке и девчатах ее группы. Я была счастлива и до сих пор безмерно благодарна Михаилу Владимировичу Мачикину за столь для меня бесценный подарок.
В 2020-м юбилейном году Победы в интернете были опубликованы архивные данные о погибших. Из них выяснилось, что Белых Анатолий Михайлович прибавил год и воевал последнее время в 5-й Гв. Стрелковой дивизии. 16.01.1942 г. красноармеец Белых Анатолий Михайлович был убит. Похоронен в Смоленской обл. Дзержинского района Маковского сельсовета, в деревне Маковцы. Вот так мы узнали о судьбе Анатолия. К сожалению, моя мама, его сестра Люба, так этого и не узнала, так как в 1995 году умерла.
Сейчас у России очень сложное время.
Опять война с нацизмом-фашизмом, который рвется к нашим границам. Опять гибнут наши воины за Родину. Наша память о победителях, живых и мертвых, в Великой Отечественной войне, воплощенная в образах Бессмертного полка, их бессмертные души не позволят неонацистам коллективного Запада победить Россию.
Враг будет разбит. Победа будет за нами!
                                                                                                                                                                                          Аделина Резчикова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить