Тридцать один год отделяет нас от  даты, когда последний советский солдат покинул территорию Афганистана.  Прошли через эту войну с честью и наши земляки. Сергей Михайлович Тевяшов из Липовского - один из них.

 - Как вы оказались на службе в Афганистане?

     - Да, наверное, как все парни того времени. Призывался  в армию я 1 октября 1982 года. Вначале  - два с половиной месяца карантина в Ставрополе, где принял присягу, затем - Афганистан. Туда из Курской области отправили нас тридцать человек, из них пятнадцать - черемисиновцы. С одним из них - Димой Савенковым из Удерево - два года прослужили в одной части, плечом к плечу. Попал я в провинцию Шиндант. Здесь и прошли два года моей армейской службы. Призвали меня в 28 отдельный   реактивный артиллерийский полк. Пришлось подучиться, так как до этого ездил я на "Уралах", а здесь требовались немного другие умения. Полтора месяца переподготовки, и вот я - водитель-механик ЗИЛ-135ЛМ, транспортно-заряжающей машины 9Т-452. Начались боевые операции. Ходили в Герат, Кандагар, старый Шиндант. Именно здесь я понял, что такое война. На операцию шла вся дивизия: разведка, пехота, артиллеристы. У каждого свое дело, своя задача. Нам было легче, ведь артиллерия бой вела на дальнем расстоянии. Погибали чаще всего пехотинцы, десантники, разведчики. Признаюсь, на  первую операцию шел без страха. Было интересно, азарт, я бы сказал, какой-то. Молодой, что говорить. Потом пришло понимание, что здесь не просто стреляют, а убивают.

- А какими были межнациональные отношения в советской армии в Афганистане?

- Со мной вместе служили русские и украинцы, белорусы и армяне, татары и азербайджанцы. Мы очень дружили, все делили поровну: и хорошее, и плохое. И абсолютно неважно было, кто какой национальности, ведь рядом с тобой - твои товарищи,  готовые в любую минуту прийти на помощь.

- В каких условиях вы жили?

-  Обустройству быта здесь уделяли мало внимания. Наверное, рассчитывали, что быстро закончим воевать. Ан нет, война затянулась на девять долгих лет. Полтора года жили в палатках, потом стали строить модули. Летом - страшная жара выше шестидесяти градусов. До кирпича дотрагиваешься и руку отдергиваешь, чтоб не обжечься. Каждый день в  два часа дня (хоть часы сверяй) налетал "афганец". Если не успели окна в палатках закрыть - все в песке. В девять вечера - тишина и покой, словно и не было только что песочной пурги. Зимой - пронизывающие ветра, и если температура понижалась до девяти-десяти, то жить было просто невыносимо. Сказать, что топиться было нечем - значит, ничего не сказать. Днем мы находили что-нибудь, что могло гореть, а ночью дневальные топили две буржуйки. Нам тогда выдавали постовые полушубки, которые и были нашим спасением. А вот кормили  хорошо. Без разносолов, конечно, но ведь и мы-то не в санатории, а на войне. В основном консервы, сухпайки, тушенка. Голодными не были. Но пить хотелось постоянно. Воды не хватало. Пили сырую из скважины, что нам категорически запрещали. Но когда столбик термометра зашкаливает за 65 градусов, уж не до запретов.

- А чем занимались солдаты, когда не было боевых операций?

- Точно не одной строевой подготовкой. Были спортивные праздники, тренировки, игры, клуб, в кино ходили. В полку свой эстрадный ансамбль создали, в нем из нашей дивизии четверо ребят на гитарах играли и пели. Хороший, кстати, ансамбль был. А еще к нам в Афганистан приезжали Иосиф Кобзон и Эдита Пьеха. На концерт Пьехи я не попал - стоял в карауле, а с Кобзоном лично разговаривал.

- Что на той войне было самым страшным?

- Сейчас, когда прошли годы, с полной уверенностью могу  сказать, что страшно было все. Страшно было даже то, что мы просто оказались в Афганистане. А тогда мы очень боялись заболеть.  Тиф, паратиф, желтуха - страшные инфекционные болезни, которых не было в Союзе. Про них мы знали  понаслышке,  а  столкнулись только там. Это и неудивительно: ужасная жара, полная антисанитария, плохая вода.  Редко кто из переболевших  шел на поправку. Тех, кто заболевал в третий раз, отправляли домой - без надежды на выздоровление...

- Когда вы вернулись домой?

- 25 ноября 1984 года. Демобилизовали меня 1 ноября, вылетел в Союз я только 20 числа - не было самолетов. Домой летели на грузовом. А с нами - пять цинковых гробов, "Груз-200". Домой приехал загорелый до черноты, и меня часто спрашивали, на каком курорте отдыхал...…

- Сергей Михайлович, а вы знали, что служить придется в Афгане?

- Открыто нам об этом никто не говорил, но мы догадывались. Дело в том, что в то время самые первые  наборы в армию (1 апреля и 1 октября) отправляли служить именно туда.  Мой знакомый, который уже был в Афганистане, писал мне: "Если призовут 1 октября, то это точно к нам. "Коси" как можешь.  "Косить" я не стал - не так был воспитан.

Служить в армии, защищать свою страну -  обязанность каждого мужчины. Тогда стыдно было не служить. А уж где служить - Родина прикажет. По-другому и быть не могло. Мой дед освобождал  блокадный Ленинград отец служил  на флоте. Для меня армия - семейная традиция. Любой, называющий себя мужчиной, если позволяет здоровье, должен, обязан служить в армии, а если нет - значит, неправильный он какой-то, ненормальный  человек.

- Как вы считаете, нужно ли нынешним мальчишкам служить в армии?

- Обязательно! Служба в армии - это школа жизни. Она воспитывает настоящих мужчин, испытывает человека на честность, надежность, проверяет чувства. Мой сын тоже служит. В военкомате о нем - только хорошие отзывы с места службы. И нам с матерью это слышать приятно.

Сергей Михайлович - человек очень скромный. О себе много не рассказывает. За него это делают документы, бережно хранимые в семейном архиве.  Вот он награжден Почетной грамотой за высокие результаты и активное участие в спортивной жизни войсковой части, еще одной - за ударный труд на комсомольско-молодежном субботнике.  За мужество и воинскую доблесть, проявленные при выполнении интернационального долга в Республике Афганистан, Сергею Михайловичу вручили  Грамоту Президиума Верховного Совета СССР. А вот что пишет о нем  матери командир войсковой части:  "Уважаемая Валентина Тихоновна! Ваш сын Сергей, проходя службу в Афганистане, с достоинством и честью несет высокое звание советского воина-интернационалиста. Добросовестно выполняя свой священный долг перед Родиной, он является отличником боевой и политической подготовки, дисциплинированным и исполнительным воином. Выражаем Вам искреннюю признательность и сердечную благодарность  за хорошее воспитание трудолюбивого, старательного и честного сына, надежного защитника  Отечества. Можете гордиться таким замечательным сыном…".

                         Лариса ТОКМАКОВА

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить