Война приходит не из прошлого. Она - из настоящего, когда мы о ней забываем. И несмотря на то, что о Великой Отечественной войне написано много книг, очерков, статей, сняты документальные фильмы, еще больше ее нераскрытых страниц. 

Эти страницы - жизни, судьбы тех, чье детство, юность, зрелость либо преклонная старость неразрывно были связаны с войной. Каждое воспоминание имеет огромную историческую ценность, и если бы только возможно было собрать их все вместе, получилась бы великая эпопея - о боли, горе, страданиях, муках, лишениях, потерях нашего народа и о его несломленной воле, неуемной жажде жизни, о горячей любви к Родине и, конечно, выстраданной Победе. Одну из таких страниц войны раскрыл наш земляк Андрей Михайлович Крупенников, кандидат педагогических наук, доцент, лауреат премии в области педагогики, проживающий в  Ставрополе,  написав книгу "Из рощи виден Тим". В ней он с документальной точностью отразил свои воспоминания о периоде оккупации фашистами   села Карандаково, в то время Тимского района,  о жизни и судьбах односельчан во время войны. (Село было оккупировано дважды). Все имена и фамилии - подлинные, и тем ценнее этот литературный труд. Книга посвящена родителям: светлой памяти Марии Пименовны и Михаила Афанасьевича Крупенниковых, но, на мой взгляд, она посвящена всем жителям Карандаково:  выстоявшим, победившим и продолжившим жизнь,  а также погибшим в годы лихолетья...…

В 1941 году Андрею Крупенникову исполнилось 9 лет. Жизнь в деревне шла своим чередом. Сельчане трудились в колхозе, одновременно умудрялись вести свое нехитрое крестьянское хозяйство. С детских лет приучены  к этому были и ребятишки. Ну, а вечерами разве можно было  усидеть дома, даже если с ног валишься от усталости? Ведь именно в это время и начиналась "культурная жизнь села".  Особый интерес вызывал у ребятни патефон, который заводили во дворе у Илюхи, проживавшего в крайней избе верхней части выгона. Как пишет автор, чудо-патефон был только в этом дворе да еще в избе-читальне при сельсовете...… А на молодежных вечеринках были свои местные артисты - певцы, танцоры...… Здесь делились новостями, мечтали...… Влюблялись...… Потом играли свадьбы - чаще всего на рождественские святки. Как и должно быть… Но все это оборвала война...…

"Когда немец был уже вблизи Харькова, заполыхали скирды ржи и пшеницы на колхозных полях…... В ночном небе стояло зловещее багровое зарево, обозреваемое на расстоянии нескольких десятков километров, едкий, с горечью дым плотно укрывал окрестность". Из колхозных амбаров зерно отправляли  в глубокий тыл. В основном делали это женщины, доставляя его на станцию Черемисиново  пешком, преодолевая 18 километров...…

Село жило в предчувствии беды. Она уже ворвалась в чьи-то семьи, из которых ушли на фронт мужья или сыновья. А в начале сентября 1941 года стали возвращаться домой искалеченные войной солдаты, но как им  безумно были   рады!.. Вскоре все чаще и чаще стали доноситься  непривычные отзвуки канонады...…

"А еще тогда мне казалось, что нет ничего горше видеть отступающих русских солдат, которые шли понурые, безмолвные с запада на восток, - вспоминает автор. - Несколько дней подряд солдаты шли и шли...… Они уходили не спеша, по одному, по двое и небольшими группами...… Военная форма, некогда цвета хаки, от солнца, пыли и пота уже успела выцвести и поблекнуть".

- Сынки, почему же вы отступаете? И куда идете? Далеко ли немцы? Где же ваши командиры? - вопрошала Мария Пименовна у солдат, но ответы получала уклончивые, неоднозначные…...

Образ матери - главный в этом повествовании. Именно на ее плечи, как и миллионов женщин страны, легли в те годы все тяготы житейских и общественных забот. В непростых жизненных ситуациях она проявляет мудрость,  благородство, доброту, сострадание, великое терпение, являясь примером для сына и по сей день.…

В тот страшный первый день встречи с фашистами, когда немцы ворвались в село,  Мария Пименовна смело отвечает заглянувшим  в хату    "непрошенным гостям": "Пан, надо свои серники иметь!" (так в селе называли спички).  Еще один эпизод, который не мог забыть Андрюша, когда однажды в один из дней лютой зимы 1941 года  по деревне фашисты конвоировали гражданских советских пленных. Они были в лохмотьях, многие без шапок, без теплой верхней одежды, в разбитой легкой обуви, а кто-то даже без нее...… От увиденной в окно картины мать заохала и заголосила и - опрометью выбежала из хаты, захватив с собой только что выпеченный на свекле и картошке каравай (последнее, что оставалось в семье) и, разломив его, кинула в толпу обреченных...…

Это событие еще долго волновало сельчан, а через несколько дней  в деревне рассказывали, что пленных под Щепотьевкой отбили партизаны….

На всю жизнь осталось у Андрея потрясение,  когда он оказался под дулом немецкого пистолета. "Мать громко, неожиданно для себя вскрикнула и в испуге успела произнести: "Пан, пан, нет, нет, нельзя! Это мой сын!". Мгновенно своей правой рукой отвела его руку с пистолетом. Немец со злобой в глазах буркнул что-то, недовольно спрятал пистолет и исчез". Уже  спустя годы Андрей Михайлович в своем стихотворении "Самой дорогой" напишет:

Не забуду случай: мать меня спасла, -

Дуло пистолета в страхе отвела.

Приказала фрицу: "Убивать не смей!

Не достоин, подлый, русских сыновей!"

Не испугалась Мария Пименовна и полицаев, с вызовом заявив им: "Мои два сына на фронте, они защищают Родину, а вы, здоровенные мужики, валяетесь у ног немецких оккупантов. Где ваша гражданская совесть?". Много потерь в этой войне понесла и она, и самая тяжелая - без вести пропал на фронте сын  Алексей…. Но она осталась настоящей русской женщиной, стойкой и мужественной, не остудив ни при каких обстоятельствах свое горящее, сострадательное сердце.

В повести Крупенникова много других судеб односельчан, зависящих от войны, много документальных свидетельств,  рассказывающих о героических поступках и взрослых, и детей. Только тогда они   и не думали  считать себя героями, они просто поступали по совести.… События военного времени в Карандаково связаны у автора  с такими историческими моментами  как битва за Москву, под Сталинградом, наступательные операции на Воронежском направлении, Курская битва. И между ними на пути к Победе было Карандаково. И оно также было значимо, как Курск, Орел и Прохоровка, как тысячи других многострадальных городов и деревень.  И вот лишь одно из доказательств этому: в его окрестностях, сражаясь  до последней  капли крови, перестала существовать  целая дивизия: с 20 по 25 декабря 1941 года 45-я дивизия потеряла почти весь личный состав стрелковых полков - 7666 человек.…

Книга "Из рощи виден Тим" затронула сердца земляков. Некоторые факты из нее заинтересовали краеведа из п.Тим Вячеслава Жидких. Например, как Андрей с друзьями однажды обнаружил  в глубокой яме, из которой сельчане брали глину,   20 пленных солдат и медицинскую сестричку. Ребята, рискуя жизнью, приносили им воду. А на следующий день нашли их расстрелянными за деревней в пшеничном поле...… Участие в организации похорон также приняла Мария Пименовна, она же, якобы и забрала их медальоны, чтобы потом передать в райвоенкомат. К сожалению, их имена так и не установлены, а захоронение не найдено…

Примечательно, что история далекой курской глубинки и ее жителей нашла горячий отклик в Ставрополье.   За эту книгу от Министерства культуры края автор удостоен Диплома Признания. В образовательных  учреждениях города, в Ставропольском государственном   аграрном университете, в котором А.М.Крупенников работал в течение 35 лет, прошли встречи с писателем. Молодое поколение проявило большой интерес к повести, а многие ее страницы были инсценированы. Высокую оценку труду не профессионального литератора дали известные в крае  писатели и поэты, а также простые ставропольцы, отметив, что в этой книге - правда, в которой очень нуждаются наши дети и внуки.

 

 

 

22-23 ноября 1941 года немцы подошли к границам района. Начались ожесточенные бои, которые вела  с наступающим противником 60-я Армия Юго-западного фронта.

В декабре  1941 года наши  войска  предприняли  наступательную операцию  на Щигровско-Тимскую группировку противника, освободив ряд населенных пунктов, в результате чего передовая линия фронта  установилась между Косоржей, Крюково, Никитское, Русаново, Дубровка, Петрищево.

Наша дивизия заняла оборону, которая длилась по июнь 1942 года.

26 июня 1942 года противник прорвал оборону, и вся территория района вновь оказалась оккупированной захватчиками. 

Бои за освобождение начались 2 февраля 1943 года. Бойцы 121-й стрелковой дивизии  прорвали вражеские рубежи и освободили населенные пункты по реке Тим.   В этот же день начались тяжелые бои за ст.Черемисиново. К 7 часам утра              3 февраля 705-й стрелковый полк овладел станцией и освободил поселок, 4 февраля был полностью освобожден Черемисиновский район.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить